Помогаем ребенку овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь
Автор-составитель
учитель-логопед Мирощенкова С.В.
Ожидание ребенка ставит перед родителями множество задач, среди которых решение вопросов, связанных с развитием ребенка, в том числе с речевым. Многочисленные журналы и книги содержат разнообразные сведения о методиках раннего развития и пр., которые и пытаются с первых дней жизни "апробировать" на своем малыше современные мамы и папы. При этом многие родители забывают о тех моментах взаимодействия, которые определены ежедневным общением мамы и ребенка.
Первым и наиболее важным условием и способом развития речи является речевое общение взрослых с ребенком с самых первых дней его жизни. Всякое действие с ребенком желательно сопровождаться речью. В семье малышу, естественным образом, обеспечен индивидуальный подход, так как большей частью он бывает один и на него обращено внимание всей семьи. Особенное же значение имеет речь мамы. Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная. Но наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.
Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.
Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.
Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.
Один из приемов развития детской речи, который очень нравится детям - это рассказывание. Рассказывайте детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывайте и сказки, читайте стихотворения.
Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходимо, чтобы ребенок, слушая рассказчика, удобно сидел и хорошо видел его лицо. Ничто не должно мешать ребенку слушать.
Рассказывание рекомендуется сопровождать рассматриванием картинок. Это хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.
Хорошо иметь дома наборы простых, но ярких картинок с четким изображением (человек, животное дерево, дом и т.д.). Одну и ту же картинку можно показывать много раз, и каждый раз ребенок будет находит в ней что-то новое, привлекательное, а затем сам станет с удовольствием рассматривать новые картинки. Не надо только заставлять ребенка рассказывать, что на ней нарисовано. Захочет он рассказать - прекрасно, если нет - родители могут сами сочинить краткий и ясный рассказ, который ребенок слушает, а потом сам повторяет.
Одно из лучших средств развития речи и мышления детей - игра. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя. Очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.
Ребенок, со слов взрослых, способен запомнить и воспроизвести наизусть слышимое. Для этого необходимомногократное повторение речевого материала.
Важный способ развития детской речи - декламация и пение, сопровождаемые музыкой. На третьем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибаутки - это также существенный показатель развития их мышления, памяти и конечно же речи, причем речи образной, эмоциональной.
Чтение книжек также является средством развития речи и мышления ребенка. Это увлекает и нравится ему, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, "читать" ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком. Им доступны и интересны такие русские сказки, как "Колобок", "Три медведя", "Машенька и медведь", "Волк и семеро козлят" и др. Имейте в виду, что мультики не дадут того, что дает книга.
Ознакомление детей с окружающим миром способствует развитию речи и мышления ребенка. Важно обращать внимание малыша на предметы и окружающую его жизнь, беседовать об этом. Как придумать тему для беседы? Да ничего придумывать не надо. Ребенок еще так мало знает, что все для него ново и полно интереса. Многое теперь привлекает его внимание, и так хочется узнать обо всем, что он видит и слышит, что удовлетворить его любопытство очень легко. Говорить с ребенком надо понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длинными разговорами и рассказами.
Все что говорится маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда вовсе не следует, что все слова, с которыми родители обращаются к малышу, должны быть ему хорошо известны. Наоборот, время от времени в круг старых, уже усвоенных слов вводить два-три новых, добавлять что-нибудь занимательное о том, что он видел на картинке, то есть в новом ребенок должен увидеть уже знакомое ему.
Рекомендации родителям по развитию речи ребенка третьего года жизни
Автор-составитель
учитель-логопед Мирощенкова С.В.
Родители, воспитывающие ребенка раннего возраста, с нетерпением ждут, когда он заговорит. Однако взрослым необходимо помнить, что овладение речью происходит по подражанию и родителям в этом процессе отводится главная роль.
Необходимые условия для речевого развития малыша:
Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие - доверие его к взрослому и желание с ним говорить
Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста
Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка! Не забывайте, что дети этого возраста схватывают сразу все, что вы говорите и делаете. Предоставление ребенку в достаточном количестве образовательного материала: книг, картинок, игрушек и др. Помните: главное не в красоте оформления (хотя и это важно), а в содержании того, что написано, нарисовано, сделано
Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи (воспитание у ребенка интереса к игре, к совместным действиям со взрослыми, что способствует положительному эмоциональному настрою, инициативности и активности; очень важно на каждом занятии учить ребенка:
- вступать в диалогическое общение (отвечать на вопросы, а после 2,5 лет и самому их задавать)
- составлять простые рассказы-описания (сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно)
- побуждать ребенка к активности и самостоятельности.
Таким образом, взрослые способны побуждать ребенка к речевому общению. Помимо этого, необходимо развивать мелкую и артикуляционную моторику ребенка, дыхание, которые так необходимы для полноценного речевого развития. Приведем несколько упражнений, которые можно проводить с ребенком в домашних условиях.
Покажите ребенку, как полоскать рот; научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую - это будет способствовать развитию мышц щек и языка
Развивайте мелкую моторику - малыш как можно больше должен работать пальчиками, и как бы ни казалось это утомительным, пусть он сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава (сначала "помогает" одеваться куклам и родителям, затем себе), лепит из пластилина, вырезает вместе со взрослым фигуры ножницами
Выполняйте упражнения для развития дыхания: пускайте мыльные пузыри, дуйте с ребенком на вертушку, сдувайте листики, бабочек, снежинки и пр. (их можно вырезать из бумаги и привязать к ним ниточки), пускайте в стакан с водой воздух через трубочку - это будет способствовать силе и длительности речевого выдоха
Обязательно давайте малышу твердую пищу - сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо, орехи - это увеличит силу и подвижность челюстных мышц, будет способствовать развитию артикуляционного аппарата
Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (мышление, внимание, воображение), поэтому так важно следить за речевым развитием малыша, помогать ему овладевать правильной, красивой, богатой речью.
Занимаемся с ребенком дома.
Практикум для родителей
по организации индивидуальной коррекционно-логопедической работы с ребёнком
в домашних условиях
Автор-составитель
учитель-логопед Мирощенкова С.В.
Развитие речи дошкольника - одна из важных задач воспитания и развития. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, понятно выражает свои мысли и желания.
Для того, чтобы ребёнок научился хорошо говорить, необходимы некоторые условия. Во-первых, у него должен быть стимул для проявления речевой активности (ваш вопрос, ваша просьба о чём-то рассказать). Во-вторых, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды.
Задачей взрослых является формирование у детей внимания и интереса к речи окружающих людей, собственной устной речи и стимулирование интереса к совершенствованию своей речи.
Не стоит забывать, что залогом адекватного понимания речи окружающих и формирования правильного звукопроизношения является развитие фонематического слуха. С этой целью можно предложить ребенку поиграть в следующие игры "Скажи как я", "Эхо", "Попугай". Также дома можно использовать и фонетические игры, которые способствуют формированию фонематического слуха, развивают мыслительную деятельность, способствуют автоматизации поставленных звуков. Например:
• взрослый предлагает ребёнку определить в словах первый звук и заменить его на звук "р":
ножки - рожки, коза - роза, ложь - рожь и т.д.;
• "Узнай слово" - взрослый даёт установку, что в словах пропал звук, вместо произнесения звука взрослый делает хлопок в ладоши, ребёнок называет слово:
Помидо_ , забо_, Его_, топо_.
Использование игровых предметов, делает игры более эмоциональными. Например, поймай мяч, если в слове услышишь звук "л": "ложка, кошка, рожки, ложки" и т.д.
Привлекательными для ребенка являются скороговорки, которые помогают учиться внятно, отчётливо проговаривать слова, тренируют память. Скороговорки необходимо проговаривать несколько раз с увеличением темпа:
У ежа и ёлки иголки колки.
У Лёни и Лены нет ни капли лени.
Если слово для ребенка непонятно, то слово следует разъяснить, растолковать с помощью других понятных (знакомых) ему слов. Так, в словаре С. Ожегова слово "ка-та-ва-си-я" толкуется как беспорядок, суматоха. Объясните это слово, используя стихотворение С. Погореловского "Что сделал кот Вася":
Так спросил у озорного кота Васи я :
-Что же значит это слово:
КА-ТА-ВА-СИ-Я ?
Кот весьма любезен был.
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил: - Понятно?
Порассуждайте над содержанием стихотворения. Приведите примеры из своего опыта.
Используйте словесные игры "Угадай, что задумал?". Например, взрослый говорит о слове, что он задумал.
Это лиственное дерево с белой корой... Что это?
Загородный дом для отдыха… Что это?
Фрукты, ягоды, сваренные в сахарном сиропе… Что это?
Такие упражнения способствуют уточнению и активизации словарного запаса детей, активизируют мышление. Очень важно придавать играм дух соревнования. Поэтому, можно использовать тематические игры: "Кто больше назовёт слов, обозначающих древья (овощи, грибы, фрукты, птицы".
Существует довольно много словесных игр, направленных на обогащение словарного запаса ребенка. Приведем несколько примеров. Например:
Для активизации прилагательных в речи полезно проводить с детьми словесные игры "Подбери побольше слов-описаний".
Огурец какой? (цвет, форма, величина, вкус, аромат)
Груша какая?
Мороженое какое?
Можно подобрать загадки, содержащие набор определений. Например:
Круглый, красный, мягкий, сочный, кислый -
(помидор)
Играть можно и на кухне:
- Сок из моркови, какой сок?
- Салат из капусты, какой салат?
- Суп из грибов, какой суп?
Существуют игры на активизацию глагольного словаря. Например, "Я умею...", "Кошка может...".
Словесные игры на употребление предлогов достаточно сложные, но интересные для дошкольников. Следует обратить внимание на речевые возможности ребенка, на подбор иллюстративного или игрового материала.
Для маленького ребенка задания подбираются исходя из его жизненного опыта и частотности употребления предлогов в практике речевого общения: мишка НА стуле, книга НА столе, игрушки В коробке, голубь ПОД крышей, воробей НА ветке, машина У дерева, рога у коровы, люди В троллейбусе. Также не следует забывать о предлогах ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ВОЗЛЕ и пр.
Предлагая детям игры на подбор слов, противоположных по значению, мы предупреждаем появление у них логических ошибок при сравнении предметов, явлений окружающей действительности:
Мальчик - девочка
Горький - сладкий
Тонкий - толстый
Страус большая птица, а воробей ...
Днём светло, а ночью ...
Если ребенок имеет трудности с проговариванием длинных сложных слов, то есть слов сложной слоговой структуры можно "прошагать", "отхлопать" по слогам: ра-ду-га, ме-тро-по-ли-тен, ми-ли-ци-о-нер, ак-ва-ри-ум.
Иногда даже не стоит специально подбирать игры и упражнения для развития речи ребенка. Можно использовать любую жизненную ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.
Это интересно...
Специалистами доказана тесная связь пальцевой моторики с речевыми зонами коры головного мозга. Поэтому целесообразно играть с ребенком в игры, предполагающими развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук, с речевым сопровождением. Например:
Мы капусту рубим, (ребром ладони постучать по столу)
Мы морковку трём (движение сжатым кулаком как по тёрке).
Мы капусту солим (пальцы собраны в пучок).
Мы капусту жмём (сжимать кисти рук).
Помните...
Взрослый может подсказать ребёнку необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребёнку и научиться внимательно его слушать, не торопя, не перебивая.
Список литературы
Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. - Ярославль: Академия развития, 1998
Ладыженская Т.А. Речевые секреты. - М.: Просвещение, 1992
Ткаченко Т.А. Физминутки для развития пальцевой моторики. - М.: Гном и Д, 2001
Учите детей читать правильно!
Автор-составитель
учитель-логопед Ильина Е.В.
В настоящее время специальных методик обучения чтению бесчисленное множество... Одни методики начинают «обучение» с букв. Но ребенок с трудом будет понимать, как буквы соединяются в слоги. Благодаря другим ребенок рано научается читать целыми словами. И опять-таки, переступив порог школы, ребенку тяжело будет понять, как делить слова на слоги и нужно ли это вообще. Наиболее верный способ обучения детей чтению – чтение по слогам. Необходимо с самого начала стремиться к тому, чтобы единицей чтения был слог, а не буква. Благодаря такому способу обеспечивается плавность и правильность чтения. Пусть поначалу ребенок долго будет «тянуть» первую букву слога, но важно, чтобы он не останавливался после нее, а слитно прочел все буквы слога.
Важно!
На протяжении всего периода обучения звуки и соответствующие им буквы произносятся одинаково - так, как звучит звук. Не следует давать названия букв, никаких «эм», «эн», «пэ» и т.п.
Не путать понятия «звук» и «буква». Звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем.
Первую букву тянем, вторую произносим коротко (ммма)
Объясняя, как слова разделяются на слоги, предложите ребенку приставить руку к подбородку и произнести слово: сколько раз открылся рот - столько слогов.
Учите выделять звук в начале, середине и конце слога, а затем и слова.
Расскажите ребенку о «гласных» и «согласных» звуках. Здесь зеркало выступит помощником: пусть ребенок произнесет звук и посмотрит, что происходит с губами, зубами, языком (если «гласный» звук, то воздух проходит свободно; если «согласный» - воздух встречает преграду - язык, губы или зубы).
Если у ребенка нет желания читать, не нужно его заставлять это делать. Так у него может пропасть интерес к чтению.
Читать следует каждый день, постепенно увеличивая длительность занятий. Но как только ребенок устает, чтение прекращайте.
Список литературы
1. Вренева Е.П. 16 вопросов логопеду // Здоровье детей. – 2008. – № 1. – С. 35 – 41
2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – С. 32.
3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. – С. 286.
4. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007.- С. 192.
Артикуляционно-мимическая гимнастика
Автор-составитель
учитель-логопед Ильина Е.В.
Для правильного произношения звуков речи, полноценного звучания голоса, четкой дикции необходимы точные и координированные движения органов речи. Так, при выполнении артикуляционно-мимической гимнастики тренируются мышцы нижней челюсти, губ, языка, глотки, мягкого неба, мимические мышцы.
Все упражнения выполняются перед зеркалом в спокойном темпе, без усилий. Следует избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц!)
Упражнения для мышц лба
Нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»
Удивленно-радостно вскинуть брови: «А-а!»
Упражнения для мышц глаз
Зажмуриться - «распахнуть» глаза
Поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз
Спокойно закрывать и открывать глаза
Упражнения для щек
Надувать щеки
Втягивать щеки
Перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щеки)
Упражнения для губ
Улыбнуться («и-и-и»)
Сложить губы в трубочку («у-у-у»)
Двигать губами от правой щеки к левой
Двигать губами по кругу
Упражнения для языка
Расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»)
Пощелкать языком
Вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»)
Изобразить:
Как ешь сладкую конфету
Как ешь кислый лимон
Как пьешь соленый чай
Ужалила пчела. Как больно!
Список литературы
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание.- М.: Академия, 2003. – 208 с.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2001. – 64 с.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
Голосовая гимнастика
Учитель-логопед Ильина Е.В.
Голос – один из компонентов речи. Совместно с дыханием и артикуляцией голос служит внешнему оформлению мысли.
Голосовая гимнастика затрагивает такие качества голоса, как: сила, высота, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе.
Сила – умение давать голос тихо, средне, громко, т.е. умение варьировать в зависимости от условий коммуникации. Важно учить ребенка говорить громко, но не «крикливо»!
Высота – движение голоса вверх и вниз; создает мелодику тона и окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли.
Длительность – продолжительность звучания; придает выносливость, которая позволяет выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.
Тембр – цвет голоса, именно по тембру мы узнаем голоса знакомых людей.
УПРАЖНЕНИЯ
Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть, произнося каждый раз новый гласный:
«А» – руки вверх.
«О» – руки кольцом перед собой.
«У» – руки рупором.
«Ы» – руки овалом впереди.
«Э» – руки овалом сзади.
Стоя, разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить звук «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.
Сидя или стоя, считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса: от громкого до тихого, представляя, что спускаешься с верхнего этажа и наоборот.
Произносить звук «А», изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается». Так же с другими гласными.
Самолет идет на взлет - произносить низким голосом, руки опущены: «У». Самолет летит, в нем мотор гудит - высоким голосом, руки в стороны: «У». Самолет садится - низким голосом, руки опущены, присесть: «У».
Плавно соединить руки округло перед собой и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же со слогами и словами.
Стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7-10 секунд.
Список литературы
Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - М: Просвещение, 1973. – 151 с.
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с.
Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 143 с.
Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.
Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
Желаем успеха Вам и вашему малышу!